На главную страницу сайта
ИГМОО "Витязи" | Движение "За жизнь" | Журнал "Витязь" | Современное состояние общества | Контакт | E-mail | Гостевая

Людей "зажечь" и делом увлечь

Кому более всего свойственны мечтательность, романтизм, максимализм? Конечно, молодежи. Кто-то не в состоянии применить эти качества во благо, а кто-то создает детско-юношеские военно-спортивные клубы, где подрастающее поколение может полностью реализовать себя. К таким своего рода энтузиастам относится Александр Хлебников, один из руководителей ижевской городской молодежной общественной организации содействия военно-спортивному и патриотическому воспитанию "Витязь". Особенностью этого своеобразного союза школьников, студентов и других еще не старых людей можно считать повышенное внимание к истории России.

Вот о таком совмещении военно-спортивной подготовки с национальными русскими традициями и пойдет речь в нашей беседе с Александром Хлебниковым. Да и личность руководителя этой уникальной для нашей республики организации также вызывает интерес. Александр Хлебников является обладателем коричневого пояса по каратэ (Российская Академия каратэдо Шотокан), инструктором по рукопашному бою.

- Александр, ты судя по всему, хорошо владеешь техникой различных видов восточных единоборств. Как тебе удалось достичь столь высокого уровня подготовки?

- Благодаря отцу я увлекся восточными единоборствами. Он привел меня в секцию кунг-фу. С тех пор совершенствую мастерство. Не замыкаюсь на одном виде борьбы. Владею элементами боевого самбо, айкидо, каратэ-кекусинкай, шотокан. Был период усиленных занятий атлетизмом. Это было необходимым условием для меня: в школьные годы я не выделялся физической силой.

Как инструктор считаю, что важнее всего "поставить" технику борьбы. Если этот фундамент с самого раннего возраста не будет заложен, то из молодого человека в будущем вряд ли получится мастер каратэ и рукопашного боя. Эти виды единоборств имеют прикладное значение, особенно в настоящее время, когда разгулялась преступность. Мне приходилось три или четыре раза применять свои навыки на практике.

Когда человек владеет хотя бы одним видом восточных единоборств, это придает ему уверенность в себе, своих силах. Многое, конечно, решает опыт. Физическая сила здесь отходит на второй план.

Сейчас очень много литературы о боевых искусствах. В книгах немало разночтений. Некоторые авторы одни и те же понятия толкуют по-разному. Разобраться тут непросто. Но я заметил такую закономерность. Чаще всего в поединках побеждает не какая-то определенная школа боевых искусств, а мастер, с хорошо поставленной техникой и опытом.

На практике обычно "работают" простые приемы, их я и демонстрирую ребятам из нашей организации. Но мы не ограничиваемся только каким-то одним видом единоборств. Стараемся брать все лучшее из разных стилей боевых искусств. В каждом виде самозащиты есть рациональное зерно. Мы не должны отбрасывать накопленный опыт определенного стиля борьбы.

- Есть ли какие-нибудь необходимые условия для физически здорового человека, если он желает попробовать себя в рукопашном бое, в определенном виде боевых искусств?

- Требуется только желание заниматься этим. Если человек трудолюбив и настойчив, то даже недостаток физической силы не помешает в конце концов стать мастером.

- Цель вашей организации - военно-спортивное, патриотическое воспитание молодежи. Кроме занятий рукопашным боем, восточными единоборствами, что еще придумываете для своих воспитанников?

- Каждый год ребята отправляются в военно-спортивный лагерь. Как правило, мы организуем его недалеко от Завьялова. Проводим там военные игры, занятия по туризму. Не забываем и о беседах на исторические темы. Причем все стараемся придумывать сами. Инструкторский состав сформирован из детей, которые уже поднабрались опыта в организаторской деятельности. Поощряем инициативу. Стремимся к самоуправлению. Дети многое решают сами без подсказки старших. В лагере дисциплина, близкая к военной.

У нас тут один парень, отслуживший в армии, попытался ввести что-то наподобие дедовщины. Но мы сразу отправили его домой, тем самым пресекли в корне подобное поведение. Многих, кстати, интересует проблема дедовщины. Я считаю, что зависит от командира. Если он работает правильно, то этого не будет и в помине. Мы стараемся внушить ребятам, что должность какого-то начальника это не столько привилегии, а в первую очередь ответственность. Например, в лагере, в очередь за едой сначала выстраиваются самые маленькие, затем девчонки и только в последнюю очередь начальствующий состав. Каждый у нас за что-то отвечает, имеет свои поручения, обязанности.

- С трудными подростками часто сталкиваетесь?

- Такие либо остаются с нами, принимают наши нравственные принципы, либо уходят. В таких случаях опираюсь на тех, кто давно в организации, но так называемый "костяк". Иначе, наверное, нельзя.

- От ошибок никто не застрахован. Если кто-то провинился, какие наказания применяются?

- Отправляем домой. Это самое тяжкое наказание. Чаще всего провожу беседу. Думаю, что эту проблему облегчает дисциплина, близкая к военной.

- Кстати, название организации военное - "Витязь". Как оно возникло?

- Оно появилось как-то само собой. Название символизирует основные черты организации - преемственность традиций, военизированную структуру.

- Какого исторического персонажа вы чаще всего ставите в пример своим воспитанникам?

- Наверное, Александра Невского. Этот древнерусский князь удачно совмещал черты и воина, и политика. Был очень образован. Один его немецкий современник писал, что никогда ранее не встречал такого мудрого человека.

К сожалению, многие толком не знают своей истории. Думаю, что без знаний о прошлом нельзя воспитать полноценного гражданина. Сейчас в школьных учебниках можно встретить грубые фактические ошибки. Образовательная программа грешит неполной передачей исторических событий. Считаю, что изучать нужно по первоисточнику (летописи, другие документы прошлого), иначе так и будем переписывать из одной книги в другую выдумки, ошибки недобросовестных исследователей.

- Вы удачно совмещаете беседы об истории России с военно-спортивной подготовкой. Многим ребятам интересно участвовать в работе организации. Каков их возраст?

- У нас существуют как бы две категории ребят. Это дети с семи до тринадцати лет. Остальные возрастом постарше. Многие наши товарищи и к учебе относятся серьезно. Среди нас немало студентов вузов.

Досуг воспитанников мы стараемся разнообразить, сделать полезным, хотя это не всегда удается. Каждый год проводим стрельбы из боевого оружия. Играем в пейнтбол.

- Ты заговорил о проблемах. Их много в деятельности "Витязя"?

- Они, конечно, есть, но нас трудности не пугают. Бывают спады, затишья, но потом работа оживает, и дело медленно, но верно продвигается вперед. Мы привыкли все проблемы решать самостоятельно. Стараемся выжить сами, не надеясь на чью-то помощью. По натуре я оптимист. Всегда надеюсь на лучшее. Надо жить с интересом, не грустить по пустякам.

- Тебя часто предавали?

- Бывало, конечно. Я болезненно к этому отношусь. Но в том-то и дело, что дружба не обходится без трений, ссор. Она как раз проверяется бедой, а потом укрепляется этим. В одной из песен поется: "Друзей, не понявших и даже предавших, прости". Хотя это бывает нелегко. Не люблю "шатающихся" людей, непостоянных, безответственных.

В своих учениках, воспитанниках стараюсь вложить мужество, настойчивость в достижении цели.

В какой-то степени я романтик. Верю в человека. Ценю в нем личные качества, а не чин, должность. Не надо уподобляться "человеку в футляре", который неискренен, прячется за свои профессиональные обязанности, и кроме этого, ничего видеть не желает.

- Преодоление бюрократических препонов, работа с детьми, организационные проблемы отнимают много физических и моральных сил. Как снимаешь психологическую нагрузку в свободное время, которого, наверное, мало?

- Немного отдохнуть помогают компьютеры. Хотя увлечение этим достижением технического прогресса имеет свои минусы. Работа на компьютере в течение длительного времени не приносит пользы, скорее, наоборот. Человек теряет и в общении, и в физическом здоровье. Иногда лучше провести час в спортзале, чем этот же период посвятить работе на компьютере.

- Александр, дело которому ты посвятил себя, благородное. Желаем не останавливаться на достигнутом, настойчиво продолжая нелегкое дело военно-патриотического воспитания молодежи. Самое главное, чтобы начатое дело развивалось и дальше. Успеха и удачи тебе в этом.

Газета "Ижевск-экспресс" 1 ноября 2002 г. стр.13


Hosted by uCoz